Игра в классики: 12 фактов об И.А. Гончарове, которых ты не знал

Сетевое издание «Teendaily»

Годы жизни, место рождения и другие сухие факты о классиках русской литературы тебе предложат выучить в школе. TeenDaily же попробует «оживить» для тебя фигуры писателей, рассказав о них забавные, примечательные, удивительные и даже порой невероятные истории. Возможно, о них не слышал даже твой учитель:) Сегодня познакомимся с автором трех романов на «О» (сможешь назвать сходу все?) Иваном Александровичем Гончаровым.

Гончаров рано остался без отца – ему было всего 7 лет, и мама пригласила для воспитания детей их крестного, отставного моряка Николая Трегубова. Он не только учил их математике, истории и географии, но и делился интересными историями о морском деле. Возможно, именно Трегубов привил Гончарову мечты о дальних путешествиях, но тогда будущий писатель и подумать не мог, что когда-нибудь они станут удивительной реальностью.

 

Гончаров учился в Московском университете одновременно с такими заметными героями своего времени, как А. Герцен, В. Белинский и М. Лермонтов. О последнем Гончаров вспоминал: «Лермонтов казался мне апатичным, говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулежа, опершись на локоть».

Свой первый роман под названием «Старики» 31-летний писатель так и не окончил, и более того – уничтожил. А все потому, что, по мнению Гончарова, его произведение получилось слишком уж похожим на повесть Н.В. Гоголя «Старосветские помещики».

–  Однако с плагиатом Гончарову все же пришлось столкнуться чуть позже. Только теперь авторские права чуть не нарушил не он сам, а И.С. Тургенев. Гончаров посчитал, что его коллега слишком вдохновился замыслом «Обрыва» и использовал сюжетные линии этого произведения в своих романах – «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Отцы и дети». Спор мог закончиться дуэлью, но было решено провести третейский суд с участием их друзей, литературных критиков. Все обвинения Гончарова были ими отвергнуты, а сходство романов объяснено «одной и той же русской почвой» сюжетов. Но Тургенев все же удалил две главы из «Дворянского гнезда».

Нижний ряд слева направо – И.Гончаров, И.Тургенев, А.Дружинин, А.Островский. Верхний ряд слева направо – Л.Толстой и Д.Григорович 

Гончаров о-о-очень долго работал над своими произведениями: например, «Обрыв» он писал 20 лет! Поэтому получил от друзей прозвище «принц де Лень». Писателя это нисколько не обидело, наоборот, он стал даже подписывать так свои письма.

Над «Обломовым» Гончаров тоже трудился долго, но еще и потому, что пришлось прерваться из-за… кругосветного путешествия. Да-да, два года прозаик плавал на фрегате «Паллада» и успел за это время побывать на трех континентах и посетить не менее десятка стран. В экспедицию, цель которой – заключить торговый договор с Японией, его пригласил адмирал Е. Путятин на должность секретаря. «Поехал затем, чтоб видеть все то, что с детства читал как сказку, едва веря тому, что говорят. <…> Все удивились, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь - я, такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится этой решимости», – вспоминал Гончаров.

Фрегат "Паллада"

Гончаров считал, что у человека извращенный вкус, если он любит добавлять в чай жасминовые или розовые лепестки. Сам же писатель предпочитал цветочный чай: в XIX веке в России под этим понимали чай, сделанный из верхушечной почки чайного куста.

Гончаров никогда не был женат, но был безмерно влюблен в Елизавету Толстую, которая была младше его на 15 лет. Он писал ей «Прекраснее Вас нет женщины в мире, следовательно, нет нигде», и хотел предложить руку и сердце. Но его чувства были не взаимны: Толстая отдала предпочтение своему двоюродному брату А. Мусину-Пушкину. По закону Российской империи они, близкие родственники, пожениться не могли, и тогда не придумали ничего лучше, как обратиться за помощью в этом вопросе к Гончарову. У него были связи в Синоде, поэтому брак влюбленных в итоге состоялся. А Елизавета Толстая впоследствии выступила прототипом героини романа «Обломов» Ольги Ильинской.

Детей у Гончарова тоже не было, но он много лет заботился о детях своего камердинера Карла Трейгульта. Карл служил писателю верой и правдой, но скоропостижно скончался от чахотки. Его жена осталась с тремя маленькими детьми, и Гончаров взял ее на должность экономки, а малышей обучал грамоте, водил на прогулки по городу, баловал сладостями. В одном из писем к другу Гончаров признавался, что любовь к этим детям ему «помогает тянуть воз жизни и терпеть до конца».

Все свое состояние – а это 40 тысяч рублей – он оставил семье Трейгульт, а право собственности на последние свои произведения – одной из их дочерей.

Также Гончаров души не чаял в своей «небольшой, мохнатой, с умненькими глазами» собаке Мимишке, которая была ему «больше, чем самый близкий друг». Он постоянно рассказывал о ней друзьям, упоминал в каждом письме, купил ей золотой с бархатом ошейник и говорил, что если Мимишка заболеет, то в этот день не выйдет газета «Северная почта», которую Гончаров редактировал (и так и происходило), а если умрет – «то я все продам и уеду за границу».

Портрет И.Гончарова авторства И.Крамского

Этой любовью к собаке однажды воспользовался художник Иван Крамской. Он уговаривал Гончарова позировать для портрета, но писатель всячески отказывался. Тогда Крамской пошел на хитрость: нарисовал Мимишку и подарил эту картину Гончарову. После этого сердце прозаика оттаяло, и он согласился. Сейчас портрет можно увидеть в Третьяковской галерее.

Текст: Анастасия Кох

Фото: Getty Images