Как планировать время, чтобы все успевать: топ полезных лайфхаков

Сетевое издание «Teendaily»

Когда мы были совсем детьми, время до обеда/праздника тянулось бесконечно. Прошло несколько лет, и вот уже тебе подходит шутка: «Что это промелькнуло? Это лето. Оно тут часто пролетает» стала для тебя актуальной. Каждый день ты просыпаешься с перечнем дел, которые нужно успеть, и каждый вечер понимаешь, как много ты не осилил. Давай попробуем разобраться, что это за волшебное слово «тайм-менеджмент» и может ли это помочь успевать больше.

Матрица Эйзенхауэра

Не пугайся сложного названия, это всего лишь метод распределения задач по срочности и важности, чтобы не хвататься за все подряд.

Нарисуй четыре квадрата. В квадрат A вноси только то, что нужно сделать срочно и что является важным. Например, вопросы, связанные со здоровьем, с подготовкой к экзаменам или ключевым контрольным. Квадрат B — это долгосрочные проекты: подготовка к поступлению, соревнованиям, грантам.

Квадрат C — неважно, но срочно. Это задачи, которые не принесут особой пользы, но выполнить их все равно надо: помыть посуду, сходить за покупками. Квадрат D — неважно и не срочно. Обычно это то, чем мы занимаемся, когда прокрастинируем: зависание в соцсетях или просмотр видеороликов на YouTube. Вместо этого запланируй полноценные перерывы, чтобы качественно отдохнуть. Такой подход поможет не тратить время впустую.

Метод лягушки

Лягушка в данном случае — это неприятная, но необходимая и большая задача. Что-то, что тебе категорически делать не хочется, но нужно. Например, написать эссе, подготовить доклад, провести генеральную уборку в комнате. Распредели по дням недели этих «лягушек», и начинай будни с «проглатывания» одной такой «лягушки», то есть с выполнения дела. И дальше целый день можно будет жить с ощущением невероятного облегчения.

Метод помидора

Он применим, когда нужно сделать длинную и скучную работу: написать отчет, перебрать и выбросить хлам из шкафа. Предлагаем поступить так: возьми таймер, засеки его на 25 минут и работай, не отвлекаясь ни на что. После одного «помидора» сделай 5-минутный перерыв, а после четырех — отложи задачу совсем или сделай перерыв на 1-2 часа. Метод разработал студент Франческо Чирилло, когда готовился к сессии. Название появилось потому, что он засекал время на кухонном таймере в форме помидора.

Метод сыра

Представь себе большую головку сыра. Можно ли ее съесть целиком? Конечно, нет. Маленькими кусочками есть будет гораздо удобнее. Так вот, разбей большую сложную задачу на части и начни с тех, которые кажутся более легкими. Это позволит не потерять интереса и мотивации, и работа будет двигаться. Возьмем, к примеру, подготовку к поступлению в институт. Сначала выбери вузы, которые тебе нравятся, и почитай отзывы студентов в соцсетях. Интересно? Да. Полезно? Безусловно. Начав с несложных дел, ты сможешь быстрее втянуться в процесс.

Метод слона

Он отчасти похож на метод сыра, выбирай, какой больше нравится. Слон — это большая задача, ее нужно нарезать на «стейки», или небольшие задачи, которые можно сделать за день/час. И как за столом ты ешь слона или крупную индейку, нарезая на небольшие кусочки, так и крупный проект осуществляй поэтапно: сделал, отложил. Большие объемы вызывают ступор, ты не знаешь, с чего начать. А перед четко расписанным планом страх исчезает.

Способы сэкономить время для важных дел:

Отключай соцсети и телефон
Справиться с этим соблазном сложно, но если тебе предстоит сделать что-то важное в короткие сроки, просто выключи телефон. Почта, соцсети, мессенджеры не зря считаются основными пожирателями времени. Цифровой детокс в современном мире — необходимость. В том числе и для того, чтобы просто побыть наедине с собой.

Веди список дел
Составь перечень того, что нужно сделать с пометками о сроках, важности и другими комментариями. Любишь красивые блокноты — записывай все это в них. Но существует и множество онлайн-планировщиков, начиная с самого простого Google-календаря и заканчивая профессиональными программами, типа Trello. Когда ведешь список дел, ты еще раз напоминаешь себе о них, сортируешь их по важности и сложности. Ну, и наглядно видишь, сокращается этот список или растет.

Говори нет
Если ты будешь записывать все, чем занимаешься в течение дня/недели/месяца, то обнаружишь массу дел, появившихся в жизни против твоей воли, на которые ты тратишь уйму времени. Например, не хотел идти на день рождения к приятелю, но все же пошел, просидел там до ночи, утром проснулся поздно, опоздал на занятия. Какой с этим бороться? Если тебя о чем-то настойчиво просят, задай себе вопрос, почему ты должен это делать. Ответ неубедительный? Твердо говори нет.

Награждай себя
И последнее. Если ты в течение дня выполняешь больше 70% запланированного, делай себе маленький подарок. Что-то очень приятное: съешь мороженое, посмотри полчаса любимый сериал или соцсети, поиграй с домашним животным. И в следующий раз ты еще активнее будешь стараться успеть больше.

Текст: Анна Журба, психолог

Фото: Getty Images