Что такое Камчатка? Это край вулканов, гейзеров, дикой природы и… бескрайних просторов, на которых все это находится. Почти все классные и знаменитые места расположены на приличном отдалении от Петропавловска-Камчатского, поэтому планировать путешествие в этот край лучше дольше, чем на неделю. А еще важно выбирать правильное средство передвижения.
На помощь туристам, желающим увидеть как можно больше, приходят вертолеты. Нигде я не летал на них столько, сколько на Камчатке, ведь здесь без них до каких-то мест вообще не добраться, а ради других – например, одинокого, но впечатляющего вулкана, – придется провести целую неделю в тряске по бездорожью и на трекинге с рюкзаком за плечами. И это только «туда», обратный путь будет таким же.
Вариантов вертолетных экскурсий здесь много – от коротких обзорных до серьезных диких туров с проживанием в горных приютах и экстремальными активностями.
Ценник тоже разный: от относительно доступного до очень дорогого, равного годовой зарплате среднестатистического россиянина. Самый доступный из индивидуальных туров (когда ты не присоединяешься к группе других туристов и вертолет с пилотом полностью в твоем распоряжении) стоит около 60 000 рублей.
За эти деньги можно арендовать, например, вертолет Robinson-44, который берет на борт трех пассажиров. То есть можно разделить расходы с двумя друзьями, и тогда все удовольствие обойдется в 20 000 рублей с носа.
В эту сумму входит 1,5 летных часа, что означает примерно 5-часовую экскурсию сразу по нескольким интереснейшим местам, на которые без вертолета пришлось бы потратить 2–3 полных дня. Кроме того, по пути к этим локациям с высоты можно увидеть массу других фантастических видов, а во время наземного путешествия они точно останутся незамеченными.
Расскажу о своем маршруте. Сразу после взлета мы оказались над красивой территорией с термальными источниками в районе Паратунки, а затем над дорогой, ведущей к Малой долине гейзеров мимо Вилючинского вулкана.
Первая посадка – над водопадом Вероникины косы, трекинг к которому занимает целый день. Отсюда, с верхней смотровой площадки, открывается фантастический вид на долину, которую за сотни тысяч лет «прорубили» в скалах водные потоки из водопада. На склонах здесь даже летом лежит снег, а по ягодникам и мшаннику нередко бродят медведи с медвежатами.
Следующая остановка – вершина вулкана Горелый, добираться на который пешком пришлось бы целый день.
Главная точка маршрута – вулкан Мутновский, впечатляющий своими размерами, бурной активностью и очень живописным каньоном вокруг. Лететь к вулкану приходится по довольно узкому коридору между скалами – дух захватывает!
Мутновский вулкан оставляет неизгладимое впечатление! Именно здесь, стоя на краю кратера с кислотным озером, расположенным далеко на дне, ты понимаешь, что вся эта экскурсия стоила всех потраченных, хотя и довольно приличных, денег.
Совсем рядом с Мутновским вулканом простирается фантастический каньон, всю мощь которого можно оценить только с борта вертолета: когда просто стоишь на его краю – эффект совсем не тот.
Когда вертолет ныряет в расселину и, повторяя изгибы каньона, движется внутри нее, ты ощущаешь себя парящей птицей. Потом машина вновь резко взмывает вверх, и дыхание на миг перехватывает, но появляется какое-то особенное ощущение свободы.
После каньона пилот разворачивает вертолет обратно, в сторону Петропавловска-Камчатского, но по пути пролетает над другими, совершенно завораживающими безлюдными местами.
В заключение скажу, что на Камчатке есть и более бюджетные вертолетные экскурсии, но они все:
– не индивидуальные, а в составе группы, по определенному маршруту и расписанию;
– выполняются на 24-местном вертолете Ми-8, то есть не всем пассажирам повезет сидеть у иллюминатора, и ни у одного не будет возможности увидеть весь простор из кабины;
– вертолеты с группой не приземляются на вершинах и в кратерах вулканов, а также в тех местах, которые тебе понравятся и где захочется побывать ногами и сделать фотографии.
Здесь же практически никаких ограничений в желаниях и возможностях, ведь Robinson – вертолет легкий и приземлится там, где тяжелая машина Ми-8 не имеет никаких шансов...