Космоопера с неопределенным будущим: рецензия на «Дюну»

Сетевое издание «Teendaily»

В середине сентября прошла премьера «Дюны». Экранизация культового научно-фантастического романа, Тимоти Шаламе с Зендаей, саундтрек Ханса Циммера, визионер Дени Вильнев. Что еще надо для хороший ленты?

Мы в TeenDaily посмотрели «Дюну» и публикуем нашу слегка запоздалую рецензию на один из главных фильмов этого года.

Где-то в далеком-далеком будущем

Год 10191. Дому Атрейдес доверяют управление планетой Арракис. Это пустынная и весьма враждебная территория, в песках которой содержится ценный ресурс — специя (или меланж).

Сын герцога Пол (Тимоти Шаламе) опасается переезда с родной планеты, но при этом чувствует, что его судьба связана с новым домом. Тем более, что Полу постоянно снится один и тот же сон с девушкой (Зендая), голубые глаза которой выдают в ней жительницу пустынь Арракиса.

Примерно так можно кратко описать вступление «Дюны». В фильме так много персонажей, локаций и терминов, что у неподготовленного зрителя голова пойдет кругом. Именно поэтому Вильнев знакомит нас с миром «Дюны» в своем стиле — размеренно.

И только фильм набирает обороты, как на экране начинают идти титры. Да, «Дюна» — это большой пролог к истории, основные события которой произойдут только во второй части. Вильневу пришлось пойти на такой шаг, чтобы подготовить зрителя к дальнейшим событиям. Но неторопливое и немного затянутое повествование рискует отбить интерес как к фильму, так и к его продолжению.

Уместить весь роман Фрэнка Герберта в одной картине — вещь практически невозможная. Это признал и сам режиссер в интервью Vanity Fair. Поэтому Вильневу пришлось не только разделить экранизацию на две части (сиквел пока не подтвержден), но и отказаться от некоторых сюжетных линий. 

Правда, зачем он изменил характер одного из центральных персонажей (речь о Леди Джессике), остается неясным. Вместо уравновешенного персонажа из книги в некоторых эпизодах мы видим истеричную героиню, которая на самом деле должна оставаться сдержанной.

Но смотреть «Дюну» до ознакомления с романом будет немного сложно. Это, конечно, не «Однажды в… Голливуде» Тарантино, где для понимания происходящего тебе нужно знать реальную историю. Книга служит неотъемлемым компаньоном фильма. Только прочитав роман, ты сможешь лучше понять некоторые эпизоды из фильма. Плюс ты увидишь, насколько ответственно подошел режиссер к экранизации.

Визуальное мастерство

С сюжетом более-менее разобрались, теперь перейдем к актерскому составу. Тут он подобран просто великолепно. Все артисты смотрятся в своих ролях органично, а особенно приятно наблюдать за дуэтом Шаламе и Ребекки Фергюсон, сыгравшей вышеупомянутую Леди Джессику. Они ведут себя не как сын и мать, а больше как ученик и наставница, что привносит больше динамики в их взаимоотношения.   

А вот Зендаи в «Дюне» не так много, но режиссер пообещал, что в сиквеле у нее будет более важная роль. Так что не переживай — ее персонажа с красивыми голубыми глазами и развевающимися волосами в продолжении должно быть больше.

Красивыми получились не только актеры, но и локации. Вильнев — один из лучших визионеров современности. Буквально каждый кадр фильма можно смело распечатать, вешать на стену и любоваться. Режиссер скрупулезно перенес на экран частичку книжного мира Герберта, и даже незначительные на первый взгляд детали погружают тебя в величественную, таинственную и местами пугающую атмосферу Арраксиса. А дополняет ее прекрасный саундтрек Ханса Циммера.

«Дюна» получился неоднозначным фильмом. Те, кто знакомы с оригиналом, знают, что это лишь начало истории, и дальше будет только интереснее. Но если рассматривать ленту как самостоятельное произведение, то результат получается иным. «Дюна» очень похожа на «Бегущего по лезвию 2049», но в последнем хотя бы хватало динамики.

Новая лента Вильнева представляет собой безумно красивый, но весьма неторопливый фильм, в котором, несмотря на прекрасный каст, мало что происходит. Только мы успеваем насладиться частичкой мира «Дюны», познакомиться с главными действующими лицами, узнать, кто здесь друг, а кто враг, как экран уходит в затемнение. До встречи во второй части!

Проблема в том, что сиквел запланирован, но ему пока что не дали зеленый свет. Судьба Пола Атрейдеса, Арракиса и продолжения «Дюны» целиком зависит от зрителей. Если лента Вильнева соберет внушительную кассу и покажет хорошие результаты в HBO Max (в США фильм выходит одновременно в кино и в стриминговом сервисе), то сиквелу быть. В противном случае «Дюна» останется 2,5-часовым трейлером фантастической кинофраншизы, которую так и не смогли запустить.

Текст: ЕВГЕНИЙ КОЖЕВНИКОВ

Фото: WARNER BROS.