Игра в классики: 12 фактов о Н.В. Гоголе, которые откроют писателя с другой стороны

Сетевое издание «Teendaily»

Годы жизни, место рождения и другие сухие факты о классиках русской литературы тебе предложат выучить в школе. TeenDaily же попробует «оживить» для тебя фигуры писателей, рассказав о них забавные, примечательные, удивительные и даже порой невероятные истории. Возможно, о них не слышал даже твой учитель:) Сегодня познакомимся с Николаем Васильевичем Гоголем.

У Гоголя могло бы быть двое старших братьев, но, к несчастью, оба умерли почти сразу после рождения. Тогда его мама Мария Ивановна дала обет перед диканьским образом Николая Чудотворца, что, если у нее снова родится сын, она назовет его Николаем. Так и вышло. После в семье Гоголя родилось еще восемь детей, но выжили только четыре дочери.

 

В 13 лет Гоголь поступил в Гимназию высших наук, но заметных успехов в учебе не имел. Учителя вспоминали, что он был ленивым, плохо учился, и единственное, за что его можно было похвалить, так это за поведение – «смиреннее не было». Драматург Николай Сушков писал: «Никто не думал, чтобы Гоголь мог быть когда-либо писателем даже посредственным… Он известен был в лицее за самого нерадивого и обыкновенного слушателя». А комнатный надзиратель Перион добавлял: «Было бы слишком смешно думать, что Гоголь будет Гоголем».

Смерть отца 16-летний Гоголь переживал очень тяжело. Узнав об этом, будущий писатель даже хотел выброситься из окна гимназии, но вовремя остановился. Семья начала бедствовать, и Гоголь предложил продать лес, полагавшийся ему по завещанию, а потом и вовсе отказался от наследства в пользу младших сестер.

Как-то Гоголь совершил проступок, за который в гимназии полагалось телесное наказание. Приблизился час расплаты, и будущий писатель вдруг разыграл сумасшествие, чем напугал всех в классе. Его отправили в больницу, где он провел две недели, оставаясь «в образе». Одноклассник Гоголя вспоминал: «Он до того искусно притворился, что мы все были убеждены в его помешательстве, и после больницы долго еще поглядывали на него с сомнением и опасением».

Гоголь был мнительным, если дело касалось здоровья. Он очень любил говорить о своих недугах, жаловаться и преувеличивать. Княжна Варвара Репнина вспоминала: «…Мы жили в его желудке». Даже в путешествиях Гоголь считал непременной обязанностью посетить врачей и полечиться местными водами. Конечно, потом всеми впечатлениями писатель подробно делился в письмах к друзьям и родным.

А еще Гоголь был очень замкнутым и не любил незнакомых ему людей. Это ярко демонстрирует один случай: однажды писателя уговорили наведаться в гости к Чаадаеву, и он, наплевав на все правила приличия, весь вечер притворялся спящим. А с московской постановки «Ревизора», когда восторженная публика просила на сцену автора, Гоголь попросту сбежал.

Насколько интересно читать рассказы и пьесы Гоголя, настолько же неинтересно было его слушать на лекциях. Какое-то время он работал преподавателем истории, причем довольно никудышным: часто пропускал занятия, давал материал 30 минут вместо двух часов, рассказывал сухо и скучно. «Какими-то сонными глазами смотрел он на прошедшие века и отжившие племена», – вспоминал писатель Николай Иваницкий.

Гоголь очень любил поесть. Он обожал французскую и немецкую кухню, но только до тех пор, пока не попробовал итальянскую. Особенно ему полюбилась паста аль денте, которую он даже сам научился готовить. К «недоваренным макаронам» он добавлял много сливочного масла, соли, перца и пармезана, а затем все это долго мешал.

Еще писатель ценил английский напиток поссет, который, однако, почему-то упорно называл «гоголь-моголем». Он варил его из козьего молока и рома, при этом часто шутя: «Гоголь любит гоголь-моголь». А винам писатель дал названия квартального и городничего – «добрых распорядителей, приводящих в набитом желудке все в должный порядок».

– Любимым занятием Гоголя было… рукоделие. Он сам кроил для себя шейные платки, занавески для дома, платья для сестер, рисовал узоры для тканья ковров, вышивал по канве и вязал. Правда, такого хобби писатель стеснялся. Вот что вспоминает сын историка Михаила Погодина: «Странно было видеть нам, детям, что гениальный русский писатель мог проводить за вязаньем по целым утрам на спицах разных шерстяных вещиц, как то: ермолок, шарфиков и других безделушек, или же за вырезыванием из древесных сучьев дудочек. У меня долго хранилась подаренная им мне дудочка, но когда я однажды попросил его связать мне шерстяные чулки, он рассердился и надрал мне уши».

 

Другой страстью Гоголя было коллекционирование книг, но не обычных, а в миниатюрном формате. Подобные издания в XIX веке были большой редкостью, выпускались скромными тиражами и стоили немало. Гоголя это лишь раззадоривало: как-то он, не любивший математику, даже купил «Русскую математическую энциклопедию» Д. Перевощикова только потому, что ее размеры составляли 93 на 120 мм. В коллекцию писателя также входили произведения русских и зарубежных авторов, сборники стихов и научные труды.

Гоголь был нестяжательным и непрактичным человеком с самого детства. Например, первые деньги, подаренные дедушкой, он разделил между нищими и родными – последним купил конфеты. Через много лет Гоголь собрался в Европу, не имея при этом достаточно средств. Деньги закончились в Италии, и тогда писатель отправил письмо императору Николаю I с просьбой о помощи. Государь не счел это наглостью и отправил в ответ 500 рублей – хорошую по тем временам сумму. А в посмертной описи вещей Гоголя значатся лишь стопка книг, стоптанные сапоги и две старые рубашки.

Текст: Анастасия Кох

Фото: Gettyimages, архивы пресс-служб